Как системный администратор в монахи ходил... Часть 1
Как системный администратор в монахи ходил... Часть 2
Как системный администратор в монахи ходил... Часть 3
Как системный администратор в монахи ходил... Часть 4
Не принимайте ничего на веру, лишь в силу традиций, хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями и в различных местах. Не верьте ничему на том основании, что многие говорят об этом. Не поклоняйтесь слепо вере мудрецов прошлого. Не верьте тому, что вы создали в своем воображении, убедив себя что это есть божественное откровение. Не верьте ничему, лишь на основании авторитета ваших наставников или духовников. После исследования верьте только тому, что ВЫ сами проверили и нашли обоснованным и только тогда согласуйте с этим свое поведение.
~ Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)
Предисловие
"...Какой черт занес его на эту галеру?!..." ~ Мольер, «Плутни Скапена»
В северный Таиланд я впервые попал в конце февраля 2014 года, аккурат между Зимней олимпиадой в Сочи и крымско-украинскими событиями.
В то время, несмотря на довольно успешную карьеру ИТ инженера в одной из крупнейших отчественных компаний-интеграторов, я плотно занимался изучением техник мануальной терапии.
Мне здорово повезло - жизнь в те годы очень кстати сводила меня с очень интересными людьми, талантливыми специалистами в своем деле. Благодаря им мне удалось хорошо освоить техники работы с телом по традициям китайских, японских и, конечно же, тайских мастеров.
Про тайский массаж не слышал, наверное, только ленивый. Получивший дурную славу, благодаря американским воякам, базировавшимся в портах Таиланда во время вьетнамской войны, он не имеет ничего общего с сомнительными интимными услугами.
В действительности же, он является одной из самых эффективных в мире техник работы с мышцами, и где же его осваивать во всех тонкостях, как не в тайских школах массажа?
Отцом-основателем тайского массажа считают доктора Дживака[1], личного лекаря одного из индийских царей, правившего более двух тысяч лет назад. Тайский массаж всегда использовался в терапевтических целях совместно с тайской традиционной медициной. Античные знания передавались мастерами из поколения в поколение путём индивидуального обучения. Тысячу лет назад из-за отсутствия письменности эти знания не документировались вплоть до Сукхотайского периода, когда король Рамкхамхенг положил начало тайской грамоте в 1277 году. Предполагают, что мастера массажа тех времён уже могли документировать знания вплоть до Аюттхайского периода, но полное разорение бирманцами Аюттхаи в 1765 году не оставило свидетельств записи системы массажа.
Документальные свидетельства учения сохранились лишь с начала Бангкокского периода, в частности, во время правления королей Рамы III и Рамы V.
Король Рама III в 1832 году основал первый университет Таиланда при монастыре Ват Пхо, который стал первым высшим учебным заведением для обучения простых граждан. На шестидесяти мраморных плитах и на стенах храма расположены изображения и диаграммы линий воздействия на тело и акупрессурных точек. Тогда же было изготовлено восемьдесят статуй, изображающих растяжки и позы из йоги, двадцать шесть из которых до сих пор находятся на территории Вата Пхо.
Помимо крупных традиционных массажных школ, в Таиланде, в том числе, еще можно встретить отдельных мастеров, владеющих древними храмовыми традициями. Их не так много, их высоко ценят и знают, порой, далеко за пределами родной страны. Учиться к ним приезжают со всего мира а попасть в их умелые руки считается большой удачей.
И вот, в 2014 году, мне довелось впервые встретиться, пожалуй, с самым известным в мире мастером - Пишетом Бунтхамми.
https://thaimassagesacredbodywork.com/pichest-thai-massage-master/
Буддизм и тайцы.
Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути. ~ «Дхаммапада», Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)
Таиланд, вместе с Лаосом и Бирмой (Мьянмой), входит в тройку стран, в которых Южная традиция буддизма, - Тхеравада, является преобладающей религией. Буддизм плотно вошел в быт, образ жизни, общение и торговлю народов этих стран. Этикет, мораль, общинные и семейные традиции - все это крутится вокруг почитания Будды.
Буддистских храмов в стране великое множество. В Чиангмае, куда мы приехали для обучения, в исторической части города, можно встретить до четырех храмов в одном квартале.
Буддизм, наверное, самая удивительная из мировых религий.
Особенность, делающая его непохожим на основные религиозные направления в том, что он больше является прикладной философией, нежели культом. Основой буддизма является не догма, а учение о совершенствовании сознания и практика этого совершенствования, открытая некогда Буддой Шакьямуни.
Будда богом никогда не считался. Ни сыном его, и даже троюродным племянником божьим числиться не сподобился.
А был он непутевым сыном индийского царя Шуддходаны, ради стрельнувшей в голову идеи бросивший жизнь в роскоши, жену, новорожденного сына, престарелого отца и, что уж говорить, государство, и ушедший в лес к отшельникам, практиковать аскезу, чтобы найти знание, способное избавить людей от страданий этого мира.
Не сразу, конечно, но своего отставной царевич добился. И теперь почитают его, как открывшего пробуждающее знание, отчего и зовут его Самопробужденным, считая учителем учителей, учителем мира.
Любой человек, по мнению разделяющих буддистское учение, если он уверенно практикует и совершает благие поступки, имеет шанс достигнуть просветления, получить запредельное знание, обрести новое видение природы вещей.
Наверное, благодаря этому, среди буддистов приветствуется появление так называемых видящих людей, экстрасенсов и целителей, если только они, на поверку, не оказываются откровенными шарлатанами.
Традиции тайского массажа также не стали исключением. Умение работать с телом, порой, считается знанием, приходящим свыше.
Основатель тайского массажа, доктор Дживака (Шиваго), почитается в Таиланде, как великий святой, а всякий добросовестный мастер массажа не начинает работы, не обратившись к нему за поддержкой.
Мастер
Когда я попал в зал к мастеру Пишету, первое, что бросилось в глаза - это внушительный алтарь Будды. Также, особое место в зале занимают изображения мастеров прошлого, великих буддистских подвижников, людей, достигших, подобно Будде, прижизненного просветления.
Помимо непосредственного посвящения в тонкости массажного искусства, мастер всегда уделял особое внимание отношению к людям, к себе, уважению к родителям. Осуждал обывательские соблазны, стяжательство и тщеславие.
Было непривычно и интересно. Зал был полон учеников со всего мира: из Америки, стран Евросоюза, Японии, Кореи, Сингапура, России...
Начало и окончание всякого дня обучения в этом необычном месте - это обряд, во время которого можно прикоснуться к традициям тайских буддистов на собственном опыте.
Духовной основой для всякого буддиста являются, так называемые Три Драгоценности, в которых он ищет прибежища - это Будда, давший учение, Дхамма, то есть само учение, и Сангха, как братство монахов, последователей Будды.
Мастер, согласно традициям Южного буддизма, обращается к Трем Драгоценностям, а согласно традициям массажа, к отцу-основателю - доктору Дживака (Шиваго).
В определенный момент я для себя отметил тот факт, что все это совершается без фанатичного блеска в глазах, без признаков экзальтации и религиозного экстаза. Трудно точно передать словами, но можно сказать так, что все происходит, согласно буддистской практике, очень осознанно.
Невольно проникаешься уважением к столь проникновенной приверженности традициям и почтению предшественников.
Также надо отметить, что даже оплата за пребывание в этом зале-храме передается в традициях подношения, деньги вместе с пачкой благовоний и свечей укладывается на специальное блюдо, украшается двумя видами цветов и преподносится к изображению мастеров древности.
Конечно, в итоге, свечей и благовоний, порой, в зале скапливается очень много. И тогда мастер передает все это, а также часть денег, в качестве подношения, в дар в ближайший храм. Монахи в храме, особенно в деревне (мастер живет в сельской местности), всегда с благодарностью принимают все, что им подносят.
Теперь, собственно, о монахах...
Монахи
В Таиланде их можно встретить везде. В особенности утром... На улицах, на рынках, они идут босиком, с котелками, спрятанными под длинные примитивные одежды, в которые они замотаны по горло.
Кто же они такие? Они называют себя - Сангха.
Община монахов и монахинь и Сангха были первоначально установлены Гаутамой Буддой в V веке до нашей эры, для обеспечения средств тем, кто желает практиковать Дхарму круглый день, свободный от ограничений и обязанностей бытовой жизни. Сангха также выполняет функцию сохранения оригинального учения Будды и обеспечения духовной поддержки буддийских сообществ.
Впервые я услышал о тайских монахах сравнительно недавно, лет десять назад. Не скрою, первоначально я не отличал их от представителей иных буддистских направлений, в том числе и, например, тибетских, отчего пару раз крупно попадал впросак из-за своего невежества. Что ж, на то и нужны ошибки, чтобы на них учиться.
Но одно дело, когда ты узнаешь о чем-то, что существует и процветает где-то там... Другое дело, когда сталкиваешься с этим в реальной жизни, на улице, когда просто вышел прогуляться и увидел жизнь, иную во всех отношениях.
Монахи и монахини могут владеть только минимумом имущества в связи с их отношением к отшельничеству (в идеале это три одежды, чаша для подаяний, ткань, иглы и нитки, бритва для бритья головы, и фильтр для воды). На практике они часто имеют несколько дополнительных личных вещей.
Традиционно, буддийские монахи отказываются от обычной одежды. Первоначально одежда была сшита вместе с тряпками и окрашена землей. Идея, что одежды были покрашены с шафраном кажется маловероятной, так как это было и остается очень дорогим товаром, а монахи были бедными.
Цвет современной одежды варьируется от принадлежности к какой-либо школе (шафран характерен для Юго-Восточной Азии, Тхеравады и Махаяны, бордовый цвет используется на Тибете, серый цвет в Корее, чёрный цвет в Японии и др.)
Слово, которое обычно переводится как монах бхиккху в пали или бхикшу на санскрите. Женская форма — бхиккхуни или бхикшуни. Эти слова буквально означают «нищий», что традиционно для монахов, просящих пищу. В большинстве мест это стало правилом, люди кормили монахов с целью получения заслуг, которые обеспечат им везение в следующей жизни.
Естественность этого явления в Таиланде неожиданностью не стала, но близкий контакт с людьми столь погруженными в совершенно иную жизнь, с совершенно иными ценностями, заставил меня пересмотреть многие сложившиеся взгляды на жизнь.
Монахи в Таиланде - очень, очень уважаемая и почитаемая часть социального строя страны. Считается, что тот, кто соблюдает Винаю, так называется свод правил для воспитания тела и ума, стоит на более высшей ступени и достоин преклонения. Полноценные посвященные монахи (бхиккху) соблюдают 227 правил.
Поскольку монахи живут только плодами подаяний, подношение им пищи, одежды, денег, считается в обществе благим делом, улучшающим карму, как личную, так и карму рода.
Карма, вообще, играет немалую роль в верованиях буддистов. Если говорить о вере и догмах, то буддисты верят скорее в карму, нежели в некое божество.
Нет, существование некоей высшей сущности, как духовного источника или создателя, они не отрицают. Но они его собой не беспокоят. Ни о чем его не просят, не читают ему хвалебных кричалок, помилования и вкусняшек не выклянчивают.
Считается, что карму свою человек сам строит, плохо ли, хорошо ли, но фундамент своей судьбы он закладывает сам, а свои неудачи списывает на ошибки в предыдущей жизни, не забывая заботиться о жизнях будущих.
Отсюда и идет особое отношение к монахам. Считается, что своим образом жизни бхиккху чистит не только свою карму, но и помогает это делать мирскому населению. Многие тайцы считают обязательной частью своей жизни уйти на время из мира в монастырь и попытаться освободить разум и тело от привязанностей, посредством практических методов, переданных Буддой две с половиной тысячи лет назад первым своим последователям.
Да, уйти из мира, а потом вернуться в него снова считается вполне обыденным явлением. Причем, в последние десятилетия, в монастырях стали появляться и иностранцы. Как оказалось, хоть испытание это и не простое, но весьма полезное.
А почему бы и нет?
"...и жить бы на здоровьишко, Но, как глист в кишке, Завелся микробишко В Кешиной башке!" ~ В.Асмолов “Дефицит общения”
Собственно, в том же, 2014-м году, мне довелось впервые побывать в гостях в комплексе монастырей на северо-востоке Таиланда. Нас познакомили с монахом, который вполне сносно изъяснялся на русском языке, который освоил еще во времена учебы в СССР, в Киеве.
Впоследствии, мы не раз встречались с ним во время последующих моих визитов в Таиланд. От него я узнал, что в его монастырь стали иногда приезжать русские, которые становились послушниками, а некоторые принимали полноценное посвящение в монахи.
Кстати, с одним таким человеком мы познакомились в этом же монастыре, уже в 2016 году. Он был из Киева и в монашестве был уже более года, а при монастыре жил и того дольше.
Нужно сказать, что обстановка в монастыре на редкость умиротворяющая. Монахи приветливы, никуда не торопятся, всегда аккуратны, с наставниками почтительны. Территория убрана, кругом зелень...
Нас проводили в главный монастырь в округе, где познакомили с укладом и историей этого необычного места. Назывался этот монастырь - Wiangkalong
Сама местность славится своим уникальным стилем обжига глиняной посуды и ее росписью.
На территории монастыря даже стоит древняя печь для обжига, а в музее стоят образцы, которые, по словам нашего проводника, стоят миллионы бат.
Мы пробыли в монастыре две ночи. За это время нам показали массу местных достопримечательностей: образцы с раскопок культурного слоя, рвы, опоясывающие весь монастырь, которым сотни лет. Тысячу лет назад эти рвы были в два раза глубже и утыканы острыми кольями. Это была защита от боевых слонов.
Жили мы в таком вот специальном доме для гостей.
Чем больше я бродил по округе, тем больше размышлял о том, чего же ищут для себя эти люди в оранжевых одеждах? Суетность жизни, вечная гонка за достатком, постоянный режим существования между работой и домом, все это здесь казалось таким далеким, несерьезным...
Решение окунуться в эту атмосферу пришло неожиданно, но показалось таким естественным. Тщательно все взвесив и выслушав мнение и советы уже таких знакомых монахов, я твердо решил однажды попробовать.